Иосиф Райхельгауз (iosifraihelgauz) wrote,
Иосиф Райхельгауз
iosifraihelgauz

Categories:

КУЛЬТУРА СИЛЬНЕЕ ОРУЖИЯ

Депутата Украинской Рады Алексея Гончаренко я знаю много лет. Как любой крупный политик он человек непростой, неоднозначный, парадоксальный. Многие его поступки у меня вызывают интерес и уважение. А какие-то - отторжение и несогласие.
Своему родному городу Одессе, которая и мой родной город, он приносит безусловную пользу. Когда он был еще совсем молодым человеком и работал врачом скорой помощи, вместе со своими единомышленниками, вооружившись пилой и кусачками, устраивал ночные рейды, чтобы открыть для людей одесские пляжи, заблокированные заграждениями по указанию тогдашнего мэра. Кстати говоря, этот мэр был родным отцом Алексея. Потом он вывел на улицы возмущенных одесситов, протестовавших против решений местной администрации. Позже его действия приобрели легитимный характер, но страстность ему свойственна до сих пор. Алексей владеет иностранными языками, очень хорошо знает и, главное, любит русскую поэзию, литературу, театр. И не скрывает этого. Он вообще не конъюнктурщик.
Когда на Украине принимали чудовищные законы о русском языке, когда останавливалось сообщение между странами, Гончаренко выступал против этого. После победы на выборах нового президента, Алексей баллотировался как независимый кандидат. И победил – абсолютно честно, став единственным в одесской области избранным депутатом, обошедшим конкурента из партии «Слуга народа». И в новом составе Рады не присоединился к большинству, а ушел в оппозицию.
Алексей последовательно способствует присутствию и развитию русской культуры на Украине. Он говорит и общается на русском языке, так же легко и свободно, как на украинском. Не раз помогал в проведении гастролей театра «Школа современной пьесы» в Одессе.
Нашей пропагандой вокруг Гончаренко создана репутация поджигателя Дома профсоюзов в Одессе. Это фейк и ложь. И я это знаю точно. Мы друзья в реальности и френды в соцсетях. Когда у него на ленте я прочел пост о создании в Раде объединения «Кубань», задача которого (цитирую) «разработка политики по возвращению в культурное и социальное поле украинских этнических территорий и этнических украинцев», написал комментарий о том, что искренне это поддерживаю. Потому что для меня в этом его заявление главными словами были «культурное поле». Убежден, что культура во всех ее проявлениях – и литература, и музыка, и театр – это колоссальное оружие, намного сильнее автомата Калашникова.
Уверен, что мы должны вкладывать силы и деньги в «интервенцию» русской культуры. Но этот процесс не может быть движением в одном направлении. На территории бывшего СССР до сих пор работает большое число русских театров – в Киеве, Одессе, Минске, Тбилиси, Ереване, Риге, Таллине, Вильнюсе… Теперь я хочу спросить, а в России – есть украинские театры? Или армянские? Есть ли у нас еврейский театр, который играл бы на идиш или даже иврите? Когда-то был с великим Соломоном Михоэлсом, но его закрыли, а самого Михоэлса снесли полуторкой в Минске.
Моему папе, который учился в средней школе в колхозе под Одессой на идише, это никак не помешало защищать на войне Советский Союз и расписаться на Рейхстаге, написав свою фамилию русскими буквами.
Меня радует, что в Москве есть национальные школы, организованные посольствами, что в театрах играют для детей спектакли на разных языках. Это правильно, когда идет поддержка не только основного государственного языка, но и языка других народов, живущих на российской территории.
И я, прочитав пост Алексея, понял для себя и, конечно, поддержал, что речь идет об инициативе поддержки украинской культуры на Кубани для этнических украинцев, говорящих или желающих говорить на украинском языке, учить этому языку своих детей, знать свою историю, культуру, которым важно сохранить национальную идентификацию. Что в этом плохого? Почему бы им не прислать книги, фильмы на украинском языке? Может быть, организовать гастроли украинского театра на Кубани?
Вопрос языкового и культурного самосознания нельзя недооценивать. Именно эта проблема привела к войне на Донбассе. И Крым начался с этого. И трагедия в Одессе.
Повторяю, культура – оружие, вернее инструмент, который мирным путем приводит к реальным победам. Когда-то со мной в ГИТИСе учились не только студенты из республик СССР, но и приезжие из самых разных стран – от Вьетнама до Парагвая. И, обучившись у нас, они несли русскую культуру по всему миру. Сегодня мы так «задрали» стоимость обучения в ГИТИСе, что любой украинский или армянский студент скорее поедет учиться в Европу. И из него вряд ли выйдет апологет русской культуры.
После моего комментария к посту Алексея Гончаренко, возбудились русские националисты из газеты «Завтра», которые переврали и передернули смысл и выдали заметку о том, что еврей Райхельгауз помогает украинцу Гончаренко «вернуть Кубань». В ответ на это еврейский ресурс cursorinfo, решил меня защитить и объявил, что в России очередная волна антисемитизма. И то, и другое – абсурд и спекуляции. Никто не призывал «вернуть Кубань», и я не нуждаюсь в защите от «антисемитов». Просто прошу включить мозги и прочитать то, что написано, а не то, что кому-то хочется видеть.
Предстоящим летом театр «Школа современной пьесы» снова готовится к гастролям в Одессе. И минкульт России будет содействовать в организации этих гастролей. В продолжение нашего диалога с Алексеем Гончаренко, инициативу которого я обещал поддержать, предлагаю конкретное дело: мы готовы предоставить свою сцену для гастролей украинского театра в Москве. Будет прекрасно, если государственные структуры Украины поддержат эти гастроли.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments