Иосиф Райхельгауз (iosifraihelgauz) wrote,
Иосиф Райхельгауз
iosifraihelgauz

Categories:

ХОЧУ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

В Москве внезапно настала осень, а вместе с ней пришло резкое осеннее обострение. Оно во всем – в природе, в головах. Очень сильная концентрация отрицательных событий, которые провоцируют агрессивную реакцию. Прежде всего – уход из жизни Марка Анатольевича Захарова. Не буду давать характеристику этой крупнейшей личности. Скажу только, что он – в списке наших самых великих, кого Россия предъявляет миру, от Станиславского, Немировича-Данченко и Мейерхольда до Товстоногова, Эфроса, Любимова. Да, Марк Анатольевич – в этом ряду, убежден.
И меня радует – если в данном контексте уместно это слово – что огромное количество театральных людей, исповедующих непримиримые эстетические взгляды, едины в своем взгляде на творчество Захарова. Не в качестве дани уважения ушедшему мэтру, а по сути. И здесь важен не только собственно его режиссерский метод, его театр, но и то, что он вызвал – любовь к театру, кино, искусству. И как он вокруг себя это искусство много лет излучал.
Мне очень повезло – я помню спектакль Марка Анатольевича в театре МГУ «Хочу быть честным». Мы с Толей Васильевым были студентами 1 курса ГИТИСа, и ставили там же. «Хочу быть честным» мы смотрели каждый раз. Потом посчастливилось много лет быть с ним на кафедре режиссуры, слышать его выступления, комментарии к экзаменам – просто фантастические, читать его книги. На совещаниях с мэрами, с президентом, с большими начальниками Захаров всегда говорил так, как будто он общается с коллегами. Он не просто хотел - он был честным.
Когда я слышу отдельные голоса, что он что-то не подписал, против чего-то не протестовал, не тому улыбался, хотел для своего театра что-то такое получить, чего не было у других, и прочую подобную «критику» – это абсурд. Потому что то, что он сделал для театра, для культуры - дай бог, чтобы какая-то еще фигура выросла до этого масштаба.
Параллельно с потерей Захарова – история с Леонидом Хейфецом. Вернее, на самом деле, нет никакой истории. Но обезумевшие от жажды скандального информационного повода СМИ бесконечно звонят: расскажите про Хейфеца, позвоните ему, спросите, он ударил кого-то ножом, на него заводят уголовное дело… Леонид Ефимович Хейфец - выдающийся режиссер и педагог. Но давным-давно не попадалось мне рецензий на его спектакли. Мне не звонили по поводу его прекрасных выпускников. Зато стоило ему заболеть, к нему появился «интерес». Из человеческой беды начинает раздуваться какая-то ерунда - унизительная для человека его таланта и его места в нашей культуре. Многие, вероятно, впервые услышали, что есть такой режиссер. И для них Хейфец теперь – это вовсе не мастер, который недавно поставил замечательный спектакль «Пигмалион» в театре Маяковского, а старый псих, набросившийся с ножом на врача скорой помощи.
Ощущение, что люди у себя дома со своими детьми, родителями, ТВ, соцсетями ущербны и не самодостаточны. Всем интересно, что сказала психически нездоровая девочка в ООН. О чем говорили по телефону Зеленский и Трамп. А тут – просто сенсация: Медведев запретил курить на балконе!!! Такое бурное обсуждение – нация вся поднялась!!! Дорогие, посмотрите, на своих детей, внуков, сослуживцев. Если некуда взгляд бросить, приходите в театр. Вот у нас 2 и 3 октября интереснейший спектакль «На Трубе». Послушайте, о чем говорили Чехов и Толстой и почему это также актуально сегодня. Или книжку почитайте. Музыку послушайте. Не зацикливайтесь на событиях, о которых буквально через пару недель никто даже не вспомнит, как не вспоминают, к примеру, свадьбу Собчак и Богомолова, еще недавно казавшуюся некоторым главным событием жизни. Жить своей жизнью – неужели это менее интересно, чем жить инфоповодами прессы, которая уже вся пожелтела - очевидно, вместе с осенними листьями?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment