?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Министру культуры РФ Владимиру Ростиславовичу Мединскому
iosifraihelgauz
Господин министр!
Несколько дней тому назад 27 марта 2019 года Московскому  театру «Школа современной пьесы» исполнилось 30 лет. Вы никогда не были в нашем театре, поэтому коротко доложу: здесь сложилась уникальная лаборатория современной пьесы, аналогов которой нет в России и в мире. За 30 лет мы сыграли более 80 мировых премьер, побывали на гастролях и театральных фестивалях более чем в 50 странах мира, объехали всю Россию, около 20 лет проводим крупнейший в мире международный конкурс русскоязычной драматургии  «Действующие лица», ежегодно издаем совместно с Российской государственной библиотекой искусств сборник «Лучшие пьесы года».. Помимо репертуарных спектаклей театр проводит немалое количество разнообразных культурных мероприятий,  среди которых ежегодный Фестиваль Булата Окуджавы, совместный с ГИТИСом проект «Кафедра», в рамках которого лучшие работы студентов показывают на нашей сцене.  Принимаем участие и в многочисленных городских культурных акциях на безвозмездной основе. В труппе театра сегодня выдающиеся мастера отечественной культуры, среди которых Ирина Алферова, Татьяна Васильева, Александр Галибин, Елена Санаева, Татьяна Веденеева, Владимир Качан, Владимир Шульга, Юрий Чернов, Дмитрий Хоронько, артисты среднего и молодого поколения.
Департамент культуры Москвы относится к нам предельно внимательно и очень помогает. Однако, есть вопросы, которые  находятся в компетенции федерального министерства культуры. В частности, вопрос о присвоении почетных званий.  И хотя не в стиле нашего театра указывать на афишах звания и награды,  для творческого работника, особенно, артиста государственного театра, предельно важно признание его труда со стороны государства.
Вот уже много лет мы просим присвоить звание народной артистки России Елене Всеволодовне Санаевой, которая своей жизнью и творчеством давно его заслужила. Что подтверждается аплодисментами, которыми ее встречает зал всякий раз, как она выходит на сцену. Несколько лет мы просим дать звание заслуженной артистки России Татьяне Вениаминовне Веденеевой, которая уже не для одного поколения российских людей является знаковой актрисой. Более 20 лет в театре работают Иван Владимирович Мамонов и Алексей Юрьевич  Гнилицкий. Именно на них держится основной репертуар театра. Вот уже несколько лет театр просит присвоить им звание заслуженных артистов.  Неоднократно театр направлял документы на присвоение звание заслуженного деятели искусства одному из ведущих творческих сотрудников театра, известному театральному и музыкальному критику Екатерине Георгиевне Кретовой.
Этот список можно продолжить. Ежегодно мы посылаем документы, но в ответ «посылают» нас, ссылаясь на некий мифический  совет,  якобы распоряжающийся  наградными квотами, в которые Школа современной пьесы фатально не попадает.
А хотелось бы узнать, кто попадает. На днях довелось увидеть спектакль в Академическом театре имени Волкова в Ярославле, который демонстрировал высококлассную труппу, прекрасную постановочную часть, замечательную организацию работы со зрителем. И я с удивлением узнал, что в этом театре, который может украсить любую культурную столицу мира, работает только один народный артист.
Лично я не обойден наградами  -  российскими и международными: народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ,  лауреат премии города Москвы, награжден Орденом Дружбы, Орденом Почета.... Но все эти российские награды выдавались по «ходатайству». На каждую награду надо было получить огромное количество согласований, представить гору справок и пройти определенное количество этапов награждения. Просто какое-то посвящение в масонскую ложу! Несколько лет назад я решил для себя ни о чем не просить - только за театр и своих коллег. Что не преминуло сказаться: два года тому назад незаметно прошел мой юбилей, а несколько дней  назад мы отметили 30-летие созданного мной вместе с моими единомышленниками театра. И никто в «Школе современной пьесы» не получил никаких знаков внимания со стороны министерства культуры.
Федеральное министерство ежегодно организует большое количество внутрироссийских  и международных театральных фестивалей. Чтобы попасть туда, надо настойчиво проситься. Но самое эффективное - следует иметь заинтересованных во всех смыслах слова друзей среди сонма Ваших подчиненных среднего звена.
Несколько лет наш театр достойно представлял московский театр в замечательном проекте минкульта «Большие гастроли». Но в этом году нам сообщили: хотите ехать на Дальний Восток, поезжайте «на кассу». Несмотря на напряженную международную обстановку, наш театр пытается удерживать связи  с народами постсоветского пространства. Только за последние два-три сезона мы побывали с гастролями на Украине, в Армении, Грузии, Эстонии, Латвии. Не говоря о гастролях в Европе, США, Израиле, Индии, Иране. Ни на одни гастроли мы не получали финансовой поддержки от министерства.
Особо хочется сказать о беспрецедентной организации филиала нашего театра в Берлине. С декабря прошлого года по январь будущего мы ежемесячно играем 2-3 названия в Берлине, вывозя полный объем декораций, костюмов, реквизита, труппу театра.  В Берлине  наш проект вызывает огромный интерес, раскупаются билеты. При том, что проводится год России в Германии,  организованы Русские сезоны и другие громкие акции, мы не получили не только материальной поддержки  министерства, но даже элементарной благодарности.
Владимир Ростиславович! Надеюсь, в Вашем перенасыщенном графике найдется два часа, чтобы посмотреть хотя бы одну из наших работ и составить свое мнение об уровне артистов и театра. И возможно, Вы пересмотрите свою позицию по отношению к московскому театру «Школа современной пьесы».
С уважением,
Иосиф Райхельгауз, лауреат государственной премии Турецкой республики, профессор Тегеранского университета, профессор Рочестерского университета.